Живопись является древнейшим искусством, претерпевшим за несколько веков качественные изменения от рисунков первобытных людей на стенах пещер до новых течений 20 века. В течение развития живописи человечеством были накоплены неоценимые духовные богатства – шедевры великих мастеров. Живопись предоставляет множество возможностей воплощения художественного замысла посредством различных направлений, от абстракционизма до реализма.
В эпоху античности преобладало стремление художников воссоздавать реальную действительность так, как ее видит человек. Так зарождались принципы изображения светотени, перспективы, объема и пространства, изобретались новые подходы к изображению окружающего мира имеющимися средствами. Живопись украшала дома, соборы и общественные здания, находясь в единстве с архитектурой.
Живопись средневековья обычно отображала религиозные темы. Она имела контрастность, насыщенность оттенков, и отличалась экспрессивностью. Символика цвета играла в картинах важную роль.
Эпоха Возрождения, с присущим ей ощущением гармонии окружающего мира и антропоцентризмом, подарила человечеству большое количество шедевров живописи. Работы художников, как правило, имели религиозную, историческую и мифологическую тематику. В данный период роль живописи росла, вырабатывалась научно обоснованная теория изображения светотени, воздушной и линейной перспективы.
Европейская живопись 17-18 веков еще более усложняется, создаются национальные школы, каждая из которых имеет свои нюансы и традиции. Живопись тогдашнего времени отображает социальные идеалы, насыщена психологизмом. Четко сформировались различные жанры, – портрет, пейзаж, натюрморт и так далее. Каждая система живописи – барокко, рококо, классицизм, имеет свою, четко очерченную специфику.
В 19 веке живопись плотно переплеталась с общественной жизнью, живопись романтизма имела своей тематикой исторические и современные драматические события и отличалась контрастностью, насыщенностью и колоритом.
Переворотом в истории живописи стало появление импрессионизма, фактурно и ярко передававшего всю красоту окружающего мира. В конце 19 – начале 20 века появляется такое направление, как абстракция, которая активно выражала отношение автора к миру через эмоциональность, ассоциативность и декоративность решений.
В современном мире поиск новых решений в живописи, а также средств их воплощения, продолжается, и мы можем стать свидетелями зарождения совершенно новых, удивительных течений в искусстве.