Живопись во все времена имела большое значение для культурного развития человечества. Акварельные краски появились еще в древние времена. Вначале акварель была дополнительным материалом, с ее помощью делали эскизы, расцвечивали графические работы.

Как самостоятельный материал она стала применяться со второй половины 18 века, чаще всего в пейзажной живописи. А потом и в плотной многослойной живописи – лессировке по сухому листу бумаги. И в дальнейшем художники стали использовать акварель в сочетании с другими живописными и графическими материалами – белилами, гуашью, углем, тушью, пастелью, темперой, маслом.

Произведения, выполненные акварелью, не уступают масляной, гуашевой или темперной. Различные творческие задачи, их глубина и сложность достижимы и в акварельной технике.

Акварельная живопись отличается от остальных видов живописи тем, что она прозрачна. Бумага просвечивает сквозь красочный слой. Благодаря этому рисунок становится прозрачным, легким. Лучше видны нюансы. Именно с акварельной техники рекомендуем начинать учиться писать цветом.

Когда-то мы все ходили в детский сад и имеем в своем культурном багаже такой опыт: воспитатели учили нас пользоваться красками аккуратно. Прежде, чем воспитанник обмакнет кисть в следующий цвет, предыдущий нужно обязательно смыть. Прополоскать, как следует, кисть в банке с водой. Этот навык действительно необходим для определенных целей, но он мешает познакомиться с материалом. Для этого придется перемазаться как следует, испортить несколько листов бумаги. Капать, брызгать, возюкать, вливать один цвет в другой, добавлять воду, брать на кисть сразу два или три.

Белая бумага, просвечивая сквозь красочный слой, дает возможность передавать воздушность, легкость. Если слоев краски два, то первый, высохший, просвечивает сквозь второй, тем самым усложняя оттенок.

Перед рисованием акварельные краски смачивают водой. Это нужно для того, чтобы все краски, без исключения, размягчились, были готовы к процессу. Если их не смочить, то они долго набираются на кисть. Главная сложность в акварельной живописи это то количество воды, которое необходимо добавить в краску. Если воды много, цвет становится слишком прозрачным, блеклым. Если мало, то, напротив, становится слишком ярким, густым. Его уже сложно перекрыть другим цветом. Регулировать количество воды на кисти можно тренировать в «нашлепках», небольших по размерам этюдам пейзажей, где нет необходимости в предварительном рисунке. Нужно только обращать внимание на разницу в тоне между большими массами: небом, лесом, горами, водоемом.


Существует несколько приемов рисования акварельными красками:

  • Лессировка – многослойное покрытие акварелью по просохшему слою.
    Лессировка - акварель

  • По-мокрому – покрытие акварелью в один слой по влажной бумаге.
    По-мокрому - акварель

  • Алла-прима – работа акварелью по сухой бумаге в полную силу цвета в один слой.
    Алла-прима - акварель

Существуют еще и различные технические приемы рисования акварелью, но эти три способа – основные.

Материалы предпочтительнее покупать в художественных салонах – магазинов для профессиональных художников. А вот для экспериментов (нашлепков) можно использовать самые простые наборы акварельных красок, купленные в отделах канцелярии.

Бумага должна быть плотная, шероховатая. Она продается в склейках различного формата. Для нашлепков подойдет формат А-4. Для других работ формат А-4 и А-3.

Кисти для акварели лучше всего использовать беличьи. Подойдут и колонковые, и синтетические. Хорошая беличья кисть мягкая, она не нарушает предыдущий красочный слой, хорошо впитывает воду. Это позволяет писать сочными мазками, заливать цветом большие участки, создавать затеки и размывы – эффектные технические приемы.

Писать акварелью следует на наклонной поверхности, чтобы не образовывались лужицы. Если краска скапливается, ее можно промокнуть мягкой хлопчатобумажной тряпочкой или отжатой кистью.

Записаться на курсы

Я соглашаюсь на обработку персональных данных